Второе пришествие теологии Полтора года назад в России состоялась первая защита кандидатской диссертации по теологии, «освященная» государственной квалификационной комиссией (ВАК). Доктор богословия по церковным правилам решил стать кандидатом по светским правилам. Разумеется, эта история привлекла внимание учёных. Нас заинтересовало, чем новоявленная дисциплина сможет обогатить научную среду. Первый «подзащитный» по теологии Павел Хондзинский заявил, что теология отличается от существующих религиоведения и истории введением нового научного метода – личностного опыта веры. Ну, это привычно. Монахи рассказывают нам о браке, а теологи – о научном методе. Теологические научные методы развивались, и уже в июне 2017 года на конференции в МИФИ с участием министра МОН было предложено «Считать целесообразным формирование отрасли знания "Теология" путем создания групп специальностей по религиозно-конфессиональному принципу (например, 26.01.00 — православная теология; 26.02.00 — исламская теология; 26.03.00 — иудейская теология)». Мы помним, как в 1930-х годах возникла «арийская физика» (Deutsche Physik, Arische Physik) в противовес «еврейской физике» (Jüdische Physik). От Павла Хондизнского мы узнали и то, что атеист не может быть теологом. Такая вот наука. Так или иначе, два месяца назад новая диссертация «Галилейский контекст проповеди Иисуса Христа: проблемы, сформулированные библеистикой XIX-XX ВВ., и их решение в свете современной археологии» была выдвинута на соискание ученой степени кандидата теологии. В диссертации не упоминается личностный опыт веры, что уже хорошо. Не ясно, правда, почему тогда защита по теологии, а не по археологии или истории. Зачем тогда Хондзинский нам доказывал, что без личностного опыта веры тут никак? Археология, безусловно, уважаемая наука. Профессионалам из ведущей организации Института археологии Российской академии наук легче судить об археологических открытиях соискателя. Но нас привлекло приложение с 50 иллюстрациями, последняя из которых значится под номером 51. Да, иллюстрация №13 отсутствует. Влияние мистического подхода осталось, что неудивительно. Мы думаем, что новая богоугодная математика должна заменять число 13 на 12, или просто его пропускать. В этом случае 110-111 знаки числа Пи тоже придется изменить. Возможно, нумерология объяснит нам магию чисел и в списке литературы. У Неклюдова он состоит из списка древних источников (нумерация идет от 1 до 47) и списка использованной литературы (нумерация с 48 и до 489), однако 25 ссылок на древнюю литературу и 177 на обычную нет в тексте диссертации. Нам знакомо желание иметь правильное число источников, поэтому было бы интересно узнать, что особенного в числах 489 и 47. Но вернемся к иллюстрациям, ведь они – материальные свидетельства истории. Например, рисунок 34 демонстрирует «остатки стены толщиной 9 м., сохранившейся на 2 м. в высоту. Найденная глиняная посуда I в. может указывать на время постройки — I в., без уточнения, к какому периоду I в. ее можно отнести (Рисунок 33, 34)». Мы далее представили, что отправились в гостиницу Galei Kinneret Tiberias сети отелей Rimonim Hotels, где проводились указанные раскопки, и извлекли указанный стрелкой археологический артефакт без уточнения, к какому периоду его можно отнести. Внутри мы обнаружили фрагмент текста, который был, возможно, показан на Рис.13, но впоследствии удален. Реконструкция приведена ниже. Начало реконструкции Свет теологической науки принес нам Илларион Алфеев из далекой Англии, откуда его изгнал митрополит Антоний Сурожский со словами: «Ответить нам ты отказался. Смущение, связанное с тобой, стало шириться и «темнеть»». Илларион заложил Объединенный диссовет по теологии 30 мая 2016 года немалыми трудами, вводя церковные журналы в список ВАК. И через год удалось ему подобрать кандидата в кандидаты. Подходили к нему биологи и книжники и искушали вопросами «Чем отличается теология от религиоведения?» И отвечал им: «Теологи изучают религию изнутри». Они же продолжали искушать его: «Что же, венерологи должны болеть дурными болезнями, психиатры быть бесноватыми, а криминалисты – преступниками?». Он же ответствовал им умно, но непонятно. И ещё говорил: «Если мы не доверяем свидетелям, лучше нам их не слушать. Ведь если б следователь пытался расследовать некое дорожное происшествие, но заведомо объявил показания свидетелей недостоверными, он ничего бы не выяснил». Неразумные дивились и отвечали, что свидетелям происшествий не всегда можно верить, ссылались на исследования иноземных ученых о ложной памяти. И мешали они защите. Но ангелы господни во благо подменили искушающие протоколы и интернетные записи и упредили доносы, выдав диплом ранее ожидаемого клеветниками срока, дабы не допустить рассмотрение апелляции, указывающей на нарушения правил защиты. Так Совет и глава его Илларион пострадали во благо теологии. Из-за вражьих происков Совет Д 999.073.04 защитил только одну диссертацию, просуществовав два года. И почил приказом министерства образования (№ 459/нк). Но о том же дне воскрес в том же приказе, но в ином номере Д 999.213.04. Конец реконструкции Защита состоится 31 октября 2018 года в 14.00 на заседании воскресшего объединенного диссертационного совета Д 999.213.04 по адресу: 115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1. Всякий человек с научной степенью может написать отзыв, заверить в своём институте и отправить в совет Д 999.213.04. Верно оформленные отрицательные отзывы обязательно зачитываются на защите. Автор текста: доктор биологических наук Юрий Панчин. Текст диссертации: http://www.doctorantura.ru/images/pdf/2018/2018_thesis_neklyudov.pdf ====== Наиболее емко, почему теология, изучающая религию «изнутри», не может считаться наукой, сформулировал кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения СПбГУ Дмитрий Браткин: «К вопросу о том, почему теология не является гуманитарной наукой. Ближайшая параллель к «теологии» — это как если бы фольклорист пропитался ценностями записываемой мифологии и начал доказывать, что мир возник из плаценты, которая вышла последом, когда Первоженщина родила Солнце от Койота. Что, мол, ничто не доказывает обратного; что, в принципе, эту Первоплаценту можно сопоставить с Большим Взрывом; что все остальные заражены естественнонаучным высокомерием; что Фейрабенд доказал (доказал, Карл!), что наука ничуть не лучше мифологии. Но полнее всего аналогия с богословием/теологией будет, если этот фольклорист примет сторону одного информатора против другого. Мол, пророк Сидящая Черепаха правильно говорил, что сперва Койот победил Ворона, и лишь потом соединился с Первоженщиной, а еретик Лежащий Вепрь ложно утверждал, что сперва соединился, и лишь потом победил». Рекомендую прочитать статью о разнице между теологией и религиоведением профессора религиоведения университета Брэндон К.Л. Нолла: https://huma-vestnik.livejournal.com/40935.html Апелляция на первую диссертацию: https://scinquisitor.livejournal.com/116267.html Причины отклонения апелляции: https://scinquisitor.livejournal.com/119151.html Версия с ссылками: https://scinquisitor.livejournal.com/146652.html